В обсуждении приняли участие политологи, представители преподавательского университетского сообщества, организаций, сотрудничающих с коалицией "Другая Россия".
По мнению участников "круглого стола", у современного российского государства полностью отсутствует какая-либо концепция образования. За время, прошедшее со времени разрушения советской системы образования, государственным властям так и не удалось сформулировать цели и задачи, стоящие перед образовательной системой, определить потребность общества и государства в гражданах с высшим и профессиональным образованием.
Дмитрий Галкин (политолог): "В последние годы резко ускорился процесс снижения качества российского образования, что обусловлено целым рядом факторов: от отсутствия контроля над качеством преподавания до распада трудовых коллективов и падением уровня квалификации педагогов. Кроме того, российское школьное образование постепенно перестает быть всеобщим. Школу не посещают десятки тысяч беспризорных и безнадзорных детей. Дети, отставшие в учебе, не получают должного внимания со стороны педагогов, они фактически освобождены от учебы, единственная их обязанность – присутствие в классе. Представляется, что главной причиной снижения качества образования является унизительная бедность средней школы, которую так и не удалось преодолеть с помощью широко разрекламированного национального проекта "Качественное образование".
Недопустимо низкой остается заработная плата учителей, что без всякого преувеличения представляет собой угрозу сохранения системы всеобщего среднего образования. По сравнению с советским временем при пересчете покупательной способности средняя заработная плата учителя снизилась в 3,5 - 4 раза. При этом у администраторов, работающих в образовательной сфере, появилась возможность извлекать с помощью коррупционных схем высокие дополнительные доходы. Социальная дифференциация в педагогической среде также усилилась благодаря отдельным положениям национального проекта "Качественное образование", предусматривающим гранты для отдельных преподавателей и учебных заведений при полном игнорировании действительных потребностей образовательной системы в целом.
Государство сегодня отказывается помогать своим несовершеннолетним гражданам, терпящим нужду, попавшим в трудные жизненные условия. Размер пособий, предусмотренных для данной категории детей, не позволяют даже обеспечить их физическое выживание. Действующая власть, демагогически заявляющая о своем намерении обеспечить всеобщее среднее образование, лишая поддержки детей из малообеспеченных слоев общества, создает угрозу для социальной безопасности и стабильного общественного развития. Увеличивается дифференциация образовательных учреждений. Наряду со школами, лицеями и гимназиями, где сохраняется высокий уровень преподавания, где обеспечена необходимая материальная база учебного процесса, появились учебные заведения, где из-за отсутствия дисциплины, недостатка квалифицированных педагогов, отсутствия необходимых пособий учащиеся фактически лишены возможности реализовать свое право на получение образования.
Процесс дифференциации затронул также высшие и средние специальные учебные заведения. Большинство российских ВУЗов и техникумов не обладают условиями, необходимыми для подготовки квалифицированных специалистов по ряду специальностей, на которые ими осуществляется прием абитуриентов. Прежде всего, это касается наиболее модных и "престижных" профессий: юристов, экономистов, с приобретением которых значительная часть нынешней российской молодежи связывает надежды на материальное благосостояние.
При этом получение высшего образования свелось к приобретению отдельных знаний и навыков, оно не способствует формированию целостного мировоззрения и выработке умения мыслить самостоятельно. Нынешние специалисты с трудом принимают самостоятельные решения, плохо знакомы с классическими трудами по изучавшимся предметам, часто не обладают необходимыми теоретическими знаниями. Это создает прямую угрозу дальнейшему развитию российской науки и промышленности, преодолеть которую в рамках нынешней социально-политической системы представляется невозможным".
Вадим Белов (преподаватель МГУ): "Основополагающей проблемой стала потеря целей образования. В советские времена всеобщее образование и культура были самодостаточной ценностью. Сегодня цель советского просветительского проекта потеряна. Произошла утрата самоценности культуры и образования. Власть часто обвиняют, что она превратила образование в сферу услуг, однако в этом виновата не только власть. Во многом ответственность лежит на преподавателях и ученых. В тот момент, когда они могли сплотиться и попытаться остановить процесс развала системы образования, этого не произошло. Надо сказать, что погоня за прибылью во многом развратила и руководство университетов. Сегодня вместо фундаментальных программ, университеты предлагают изучение прикладных дисциплин, не имеющих отношения к высшему образованию. Как, к примеру, понимать открытие при МГУ историко-туристического факультета. Заявленная властью реформа высшего образования, в случае ее осуществления приведет к исчезновению бесплатного высшего образования.
Реализация перехода на "псевдоболонскую" систему, (с настоящей "болонской" системой, не имеющей ничего общего) приведет к закреплению кастового расслоения общества, высшее образование станет недоступно не только для малообеспеченных слоев общества, но и для людей со средним достатком, в частности для интеллигенции. Надо понимать, зачем проводятся эти реформы: те люди, которые являются инициаторами этих идей, получают контроль над средствами, выделяемыми на их реализацию, и возможности для осуществления коррупционных схем. В результате получается как с ЕГС: деньги потрачены, результаты нулевые, теперь нужны новые средства, чтобы вернуться на нормальную систему. Для изменения ситуации должны быть принципиально изменены цели общественного развития. Получение материальных благ не может восприниматься как единственная жизненная цель. В обществе есть понимание восстановления ценности образования, запрос на возвращение творческой самореализации. Задача оппозиции – сформулировать на политическом уровне этот запрос".
Алексей Пригарин (1-ый секретарь ЦК РКП-КПСС): "Кризис охватил все сферы образования. Физическое разорение школ и учителей – одна из главных проблем. Можно вспомнить, что протестное движение 90-х в значительной мере состояло из учителей. Согласен, что серьезную проблему представляет социальная дифференциация школ и отдельных учеников в школах. Известны случаи, когда преподавателей вынуждают ставить хорошие оценки ученикам, родители которых заплатили деньги за обучение. Раз деньги заплатил то… В условиях современного буржуазного общества, ликвидировать кризис невозможно.
Если к власти в стране придут сторонники не чисто либеральных идей, а социал-демократических, то за счет перераспределения доходов и разумного использования средств из стабилизационного фонда, возможно улучшить финансовое состояние учебных заведений и преподавательского состава. Но главное: необходима смена принятых в обществе жизненных целей. Сегодня никто не говорит что жизнь – это не только получение прибыли. Что важны моральные, нравственные ценности, творческая реализация. Общество должно полностью взять на себя ответственность за образование. Образование должно быть бесплатным на всех уровнях, в первую очередь, в наиболее престижных ВУЗах. Целью образования должен стать высокий уровень образования и высокий уровень культуры".
Владимир Некрасов (редактор сайта Политэксперт.ру): "Как только государство перестает заниматься образованием, уровень профессиональных кадров в стране стремительно падает. Сегодня реформы у нас осуществляются по административно-ведомственной модели, без учета мнения специалистов. К разработке практической концепции системы образования предлагаемой оппозицией необходимо подключить профессиональное сообщество учителей и преподавателей ВУЗов".
Борис Суворов (психолог, преподаватель МПГУ): "Надо четко разделять то, что декларирует власть, и то, что происходит на самом деле. Ситуация, сложившаяся в области образования – следствием происходящего в стране. Чтобы ни говорило российское правительство, происходящие в стране процессы не имеют ничего общего с либерализмом. Всеобщая коммерциализация происходит не в рыночном, а в коррупционном смысле. В карманы чиновников, связанных с системой образования, текут деньги, несопоставимые с зарплатами преподавателей. При проведении реформ ставятся цели иные, чем публично заявляются. Мне нравится и концепция ЕГС, и "болонская" система, только, к сожалению, реализация этих реформ никак не связана с их заявленным содержанием. Единственной их целью является освоение бюджетных средств. Другая важная проблема – то, что российская система образования не отвечает интересам общества, она вообще ничему не отвечает. Советская система при том, что в ней были и положительные, и отрицательные стороны, полностью отвечала стоящим перед ней задачам, однако она уничтожена, и на ее месте ничего не возникло. Сегодня есть ВУЗы, которые ни для чего не нужны. Там учатся люди, чтобы в армию не идти. На рыночные условия сегодняшние ВУЗы тоже не ориентируются, есть колоссальный разрыв между потребностями рынка и подготовкой, которую дают ВУЗы, в особенности платные факультеты".
Вы можете оставить свои комментарии здесь