Начиная с осени, телодвижения российской власти по подготовке к думским выборам напоминали судорожную и непонятную нам, смертным, импровизацию по ходу событий. Давно обещанный народу преемник так и не был предъявлен, вместо примелькавшихся Сергея Иванова или Дмитрия Медведева премьер-министром стал малоизвестный широкой публике Виктор Зубков, которого сразу же стали "раскручивать" по телевизору по "президентскому формату". Но потом, похоже, в чьей-то светлой голове созрела очередная "гениальная" идея – тем или иным образом сохранить Владимира Путина у руля российской политики, превратив его в так называемого национального лидера, а выборы в парламент де-факто – в референдум благодарных граждан о доверии к "отцу нации". Так президент, доселе дистанцировавшийся от активной поддержки "Единой России", вдруг возглавил ее список вместо традиционной предвыборной тройки. И процесс пошел! По его логике, партия национального лидера должна была собрать не менее 72 процента, чтобы хоть немного превысить процент проголосовавших за Путина на президентских выборах 2004 года. А еще лучше – 75-80 процентов! Ведь иначе, какой же из него "отец нации"? Набрать меньший по сравнению с прошлыми выборами результат – победа пиррова!
Чего мы только не увидели под блеклым светом унылых ноябрьских хлябей! Сам президент агитировал за принадлежащую его администрации партию, губернаторы и депутаты усердно работали, стремясь перевыполнить задания президента. Наблюдалась огромная диспропорция в предоставлении эфирного времени в СМИ, обладающих реальным влиянием в масштабе всей страны. Неугодные оппоненты преследовались цензурой, применялся черный пиар в самых омерзительных формах: от сачка, надетого на голову Бориса Немцова из СПС, до привычных милицейских методов во время встречи с избирателями Эдиты Пьехи, кандидата в депутаты Госдумы от "Справедливой России", партии, казалось бы, тоже лояльной к нынешней власти. Хотя какая уж там лояльность, когда официальные идеологи действующей власти априори объявили всех оппонентов Владимира Путина ни больше ни меньше как врагами России. А список какой партии у нас возглавляет президент? Вот то-то же!
Теледебаты, от участия в которых "Единая Россия" устранилась, были сдвинуты в глубокую ночь. В регионах изымались тиражи оппозиционных газет, демонтировались билборды и растяжки. Был сорван приезд иностранных наблюдателей от ОБСЕ, зафиксированы многочисленные случаи серьезных препятствий, которые чинились наблюдателям ото всех партий, кроме одной, задерживались и подвергались силовому давлению представители оппозиции. Не только телевизор, но даже, казалось, и утюг с утра до ночи доставал граждан: "Голосуй за Е!", что в итоге послужило отличным сюжетом к предвыборному ролику КПРФ. К последнему дню агитации буквально каждый московский столб, каждый подъезд были украшены плакатами, призывающими проголосовать за Путина. Да-да, не за "Единую Россию", а именно за Путина! Впрочем, продержались они недолго, уцелев лишь там, где их порчу благодарными гражданами могла предотвратить милиция. Зато на следующий день ободранные гражданами плакаты компенсировал традиционно щедрый на слова Глеб Павловский в своей телепередаче "Реальная политика", фактически нарушая предвыборный "день тишины".
Естественно, прозвучало не только возмущение лидеров оппозиции, но и жесткая критика из-за рубежа, причем в первую очередь вовсе не из США, которые, как нас уверяет кремлевская пропаганда, так и жаждут хаоса в России, а со стороны основного европейского партнера России – Германии. Канцлер ФРГ Ангела Меркель раскритиковала избирательную кампанию в России, отметив что "выборы в России и выборы в Германии зримо различаются" и выразив надежду, что "во внутреннюю политику России вернется открытый обмен мнениями".
В итоге десятки миллионов измученных пропагандой граждан плюнули на этот балаган и решили посвятить выходной домашним заботам, тем паче, что погода выдалась холодная. Тех же, кто все же пришел, ожидала очередная порция унижений: во многих местах открытые, без занавесок, кабинки, где зоркий глаз из-за спины мог зафиксировать тайну выбора; отсутствие стендов с персональной информацией по кандидатам, даже с хотя бы краткими тезисами программ партий. "Пипл и так схавает!", – очевидно, решил кто-то умный. Зачем ему лишняя информация? Много знаешь – плохо спишь. Народу достаточно знать лишь одного национального лидера – Путина, а что касается остальных политических деятелей и кандидатов в депутаты парламента, с них хватит и обычного ФИО. Отметим, что подобного не наблюдалось даже при Советской власти!
По всей стране фиксировался небывалый всплеск интереса граждан к голосованию с помощью открепительных удостоверений. По словам члена ЦИКа Нины Кулясовой, всего их было выдано не менее 1 миллиона 350 тысяч, а по этим документам на одном из московских избирательных участков проголосовало чуть ли не 40 процентов избирателей. Фиксировались многочисленные случаи вброса бюллетеней в разных регионах, некоторые из которых наблюдателям удалось задокументировать на фото и видео.
А еще Интернет был переполнен жалобами с мест, когда сотрудников предприятий заставляли открепительные талоны брать и голосовать под контролем администрации за известный номер, либо фотографировать свой бюллетень перед выходом из кабинки и предъявлять потом фотографию. Непокорным – "люстрации" в виде лишения премий, а то и потери работы. Людей запугивали слухами о скрытых камерах в кабинках, о снятии отпечатков пальцев с "крамольных" бюллетеней, прочими байками в духе помеси СИЗО со старшей группой детсада и т.д. и т.п. Тем временем главные площади в центре Москвы занимали тысячи милиционеров, омоновцев и солдат внутренних войск. Хотя оппозиция не планировала в день выборов никаких митингов протеста, власть, очевидно, решила перестраховаться на случай стихийного Майдана, отправив тысячи служивых людей мерзнуть на ночном пленере и искренне недоумевать: "К чему же все это?".
Но несмотря на всю беспрецедентность нынешней избирательной компании, все равно получился если не "вышедший в свисток пар", то как минимум серьезный конфуз. Несмотря на все свои усилия, "Единая Россия" даже в озвученной Чуровым арифметике, расходящейся с голосованием пользователей Интернета и данными отдельных exit-polls, так и не сумела превзойти результат, достигнутый Владимиром Путиным в 2004 году. Разумеется, 63 процента от 60 процентов пришедших – это очень много. Но для "национального лидера" потерять целых 9 процентов голосов за 4 года сплошных, как нас уверяют, внешнеполитических побед и экономического процветания, согласитесь, тускло. Получается, национальный лидер, избранный третью имеющих право голоса россиян, так и не сумел доказать другим двум третям своих претензий на лидерство.
Соответственно, практически ничего не изменилось при раскладе политических сил в новой Думе. Конституционное большинство "Единой России"? Позвольте, а его разве не было все эти 4 года? Или, может быть, не было "карликовой оппозиции" – крошечных фракций все той же "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ? Да, снова не прошли СПС и "Яблоко". Но так в том-то все и дело, что "не прошли снова" – а разве они были представлены в предыдущем составе Госдумы? Вы видели там депутатов Немцова и Явлинского? Я – нет. А потому, несмотря на девятый вал истерии в адрес "врагов России", произошла лишь банальная замена шила на мыло, разве что с уже на седьмую часть подточенным рейтингом нынешнего президента, связавшего себя с "Единой Россией" и отныне обреченного лишь терять свою популярность и далее, когда народ увидит возможности и реальные результаты деятельности "партии реальных дел".
Вы можете оставить свои комментарии здесь