Мировые финансовые рынки переживают затяжную полосу оптимизма. Уверенность в завтрашнем дне позволяет бежать из "безопасной гавани" – доллара, и он падает, уже зашкалив за 1,4 к евро. Да и внутри долларовой зоны бизнес отходит от концепции "кэш – превыше" и начинает вкладываться в финансовые инструменты: растут фьючерсы на нефть, растет фондовый рынок. По отношению к своим минимальным точкам спада нефть выросла в 1,5 раза (к декабрю 2008 года), индекс Dow Jones – на 30% (к концу февраля).
Администрация Барака Обамы заговорила о "зеленых ростках", о возможном приближении конца спада, причем с каждой неделей все увереннее.
И я бы тоже порадовался концу кризиса, если бы не некоторые "но"...
Прежде всего, несмотря на оптимизм, царящий на финансовых рынках, все фундаментальные показатели мировой экономики крайне слабы. И это еще осторожно сказано. Спад в промышленности и ВВП продолжается, безработица растет, потребительские цены замерли в районе нуля с тенденцией к дефляции.
Вот эта статистика.
США (все данные – к соответствующему периоду год назад). Спад ВВП в I квартале 2009 года – 2,6%. Спад ускорился, в IV квартале 2008 года он был лишь 0,8%.
Посмотрим на структуру этого спада. Потребительский спрос сократился на 1,2%, но по товарам длительного пользования – на 8,3%. И если спад в секторе потребительских расходов чуть меньше, чем в IV квартале 2008 года, то ситуация с инвестициями резко ухудшилась. Частные внутренние инвестиции упали просто катастрофически – почти на 24% (спад в IV квартале был всего 10,5%).
Главное, что поддерживает экономику США, – это государственный спрос, а именно спрос со стороны федерального бюджета.
Его расходы выросли на 5,6% в I квартале. Всем понятно, что федеральные расходы находятся на таком высоком уровне только благодаря резкому росту дефицита бюджета, который за последние полгода подобрался к $1 трлн и продолжает расти. Очевидна чисто кризисная картина. Но именно в конце I квартала, в марте, Dow Jones рванул резко вверх...
Безработица в США продолжала расти и в марте, и в апреле, достигнув 8,9% экономически активного населения, без тенденции к торможению. Промышленность в апреле продолжает падать, по отношению в прошлому году спад продолжает нарастать: с минус 10,7% в январе до минус 12,5% в апреле.
Потребительские расходы и доходы населения после всплеска в феврале вновь упали в марте. То же произошло с началом строительства новых домов в США и их продажами.
В Европе картинка не лучше, а даже хуже. Спад ВВП в I квартале составил 4,6% (спад утроился: в IV квартале 2008 года – минус 1,4%). Это выше, чем в США.
Промышленность в еврозоне с октября 2008 года набирает темпы падения, в марте годовой спад был 20,2% (а еще в декабре – "лишь" 12,3%). Безработица продолжает расти, достигнув тех же цифр, что и в США, но раньше – 8,9% уже в марте. Но если ситуация в Европе хуже, почему же растет евро к доллару? Он же должен был упасть, тем более что европейский Центробанк недавно вновь понизил свою ставку. Финансовые рынки ведут себя крайне неразумно...
Принципиально важна ситуация с ценами. Выход из кризиса – это начало роста мировой экономики. Расти она может только на росте спроса – потребительского, государственного, инвестиционного. Первое же последствие роста спроса – это, конечно, рост цен. Именно этот сигнал дает импульс росту экономики. Если нет роста цен – то нет и роста спроса.
Давайте забудем вдалбливаемую нам в голову нашими властями последние 17 лет идею о том, что чем меньше инфляция, тем лучше. В период выхода из кризиса это ровно наоборот.
Что мы тут видим? В США дефляция к прошлому году в марте – апреле резко усилилась (цены упали на 0,6%). И цены падают четыре из последних пяти месяцев. И это несмотря на рост цен на нефть в этот период в 1,5 раза и, соответственно, рост цен на бензин и топливо для домов в США.
Аналогичная картина и в еврозоне. Годовая дефляция там еще не достигнута, но темп инфляции упал вдвое – примерно с 1,1–1,2% в январе – феврале до 0,6–0,7% в марте – апреле.
Инфляция упала во всех странах Европы (даже в Прибалтике и Восточной Европе), кроме Великобритании и Норвегии. В четырех странах Европы – уже годовая дефляция.
И только в Исландии инфляция увеличилась, но это, конечно, не за счет роста внутреннего спроса, а за счет предбанкротного финансового состояния страны.
Абсолютно аналогичная картина и в России. Спад ВВП очевидно ускорился в I квартале. Промышленность в апреле установила новые рекорды спада. Причем первоначально заявленные экономическими властями темпы спада ВВП и уровня безработицы были затем пересмотрены в сторону сильного ухудшения.
Инфляция в апреле начала падать. И раньше-то она держалась только за счет роста государственно регулируемых цен естественных монополий. Как только рост прекратился, она стала сокращаться.
Уровень безработицы и спада ВВП в России выше, чем в США (и Европе), но при этом рубль к доллару укрепляется.
А фондовый рынок отскочил от своих минимальных значений в ноябре 2008 года вверх в 2 раза.
Итак, что мы имеем на сегодняшний день. Все фундаментальные показатели мировой экономики пока свидетельствуют о продолжающемся кризисе. Разве что в США можно говорить о том, что спад сокращается, и то еще очень предположительно. А финансовые рынки, заткнув уши и закрыв глаза, растут и, несмотря ни на что, продолжают демонстрировать оптимизм до сегодняшнего дня.
Dow Jones упал за полтора года к началу марта по сравнению со своей верхней точкой 9 октября 2007 года более чем в 2 раза. (Это очень глубокое падение: после кризиса 1929–1933 годов такого не было. Но тогда Dow Jones упал за 2,5 года в 9 раз.) Упав вдвое, Dow Jones отскочил на 30% в марте и стабилизировался на этом уровне в апреле – мае. Что это – ступенька вверх или вниз?
И если Dow Jones с апреля стоит на месте, но и не падает, то доллар продолжает падать, а цены на нефть – расти. И это идет вразрез с динамикой фундаментальных показателей мировой экономики.
Очень похоже на то, что рынки выдают желаемое за действительное. Они очень хотят верить в успех усилий администрации Барака Обамы и, похоже, чересчур позитивно их оценивают.
Они устали падать и горят страстным желанием расти. Но вот оснований под этим ростом пока нет. Фальстарт.
И чем дольше продлится период оптимизма финансовых рынков, тем тяжелее будет отрезвление и сильнее последующий спад.
Оригинал статьи опубликован на сайте Газета.Ru