Жан Жене "Пьесы", Флюид/FreeFly, 2011
Выход сборника драматургии Жана Жене — замечательный подарок ценителям его творчества, коих в России, как в той поговорке, немного, но они в тельняшках, как Кэрель из Бреста, ну, или в полосатых тюремных робах, как другие герои последнего из французских писателей, по отношению к которому считается допустимым употреблять эпитет "великий".
Читать его пьесы немногим легче, чем прозу, которая пропускает реальность через призму причудливого, галлюцинаторного визионерского восприятия Жене. Последовательность, целеустремленность и своеобразная логичность, не имеющая, впрочем, ничего общего с обыденной житейской логикой, скорее угадываются, чем считываются с ходу. При чтении возникает почти полная уверенность, что своими драмами Жан Жене стремится донести вполне четкие и определенные философские идеи, но вот только идеи эти отнюдь не спешат поддаваться расшифровке.
Есть небезосновательное подозрение, что здесь мы имеем дело со столь важным для французской литературной и интеллектуальной традиции жанром философского трактата, который в данном случае преподнесен в драматической форме.
Первая пьеса "Строгий надзор" больше всего напоминает Жене-прозаика. Тюрьма, зэки, гомосексуализм (ни разу, впрочем, не названный своим именем), метафизика преступления и любование им, философия зла. Преступление как жест, как концепция, как поступок, как сценический акт, как выход на новый уровень сознания, как жертвоприношение себя или другого, как почти сакральный акт… Никто не писал о зле так причудливо и своеобразно и так интуитивно прозорливо, как Жене.
"Служанки" — может быть, самое "классовое" произведения Жене. Не буржуазность, но антибуржуазность показана в нем как трагедия служанок, вечно ненавидящих буржуазию и при этом столь же отчаянно завидующих ей, безнадежно стремящихся с ней слиться, стать ее частью, бунтующих против нее, но в итоге этого бунта губящих только себя. Потому что служанка никогда не станет госпожой.
"Балкон" — тут явно не обошлось без де Сада. Аллегория этого текста — бьющая наотмашь пощечина. Власть и все ее институции, от церкви до армии, да все общество в конце концов преподносится как один сплошной публичный дом с ролевыми играми, так что каждая из сфер общественного бытия оказывается просто новой разновидностью проституции, и даже бунт против этого вселенского борделя тех, кому не нашлось места в порнографическом спектакле власти, в итоге попадается в ловушку соблазна и сам превращается в очередное шоу.
И наконец, в "Ширмах" Жене берется за ненавистный ему колониализм. Сделанная со скрупулезным, знаменитым вниманием к мельчайшим деталям и подробностям, эта пьеса препарирует колониализм в столь же изобретательном и неожиданном ключе, как "Служанки" делают это с буржуазией, а "Балкон" — с государством. Тема подается в ракурсе, который подсвечен авторским сарказмом и блуждающими огнями его фантазии.
Сборник пьес Жана Жене предоставлен редакции магазином "Фаланстер"
Вы можете оставить свои комментарии здесь