Два месяца меня интенсивно обрабатывал журнал Playboy (русский, конечно), чтобы я писал им колонки. Я вяло отнекивался: мол, я не ваш формат.
Но нет, мне говорили, очень даже наш, у нас для вас рубрика есть, и в качестве примера прислали четыре колонки, написанные телеведущим Евгением Киселевым, писателем Александром Генисом, журналистом Игорем Мальцевым и кинокритиком Юрием Гладильщиковым.
Я со всеми четырьмя знаком лично, так что подумал, что в такой компании можно и написать что-нибудь. Тем более колонка-то — всего 3000 знаков, ерунда. Я даже простил им опубликованную в свое время рецензию на мою книгу "Советник президента": рецензия появилась под заголовком "Дикая вещь!!!" (с тремя восклицательными знаками) и смысл ее сводился к тому, что ничего хуже рецензенту в современной литературе не попадалось. Заканчивалась рецензия словами: "Подобные выходки сродни осквернению могил".
Кротко предложил несколько тем на выбор. Им понравилась такая: "Почему люди уезжают из России". Попросили управиться к такому-то сроку (ко вчерашнему дню). Управился. Отправил. Получаю ответ: редактор (по всей видимости, молодой человек) просит ДОРАБОТАТЬ.
А мне, надо сказать, за последние двадцать лет моей творческой жизни ничего ДОРАБАТЫВАТЬ по замечаниям редакторов не приходилось. Но дело даже не в этом. Я не гордый. Оказывается, пишут мне из журнала Playboy, я слишком сосредоточился на кровавой гэбне, и ни словом не обмолвился о том, что из России люди уезжают главным образом в поисках более подходящего климата.
Короче, как я раньше никогда ничего не ДОРАБАТЫВАЛ, так и тут не буду. А текст вот почитайте. Не пропадать же добру.
БЕГСТВО
Я пятый год живу в Италии. И все это время ко мне обращаются друзья и знакомые, и друзья друзей, и знакомые знакомых — с одной-единственной просьбой: — Помоги купить дом (квартиру). — А зачем тебе? Сначала отвечали однообразно: — А чтоб было. Типа в отпуск приезжать. Ну и чтобы деньги вложить где-нибудь подальше от "Единой России". Теперь говорят чаще так: - Все достало. Уезжаю на фиг. Поскольку люди все разные — есть и учительница, и владелец автомойки в Подмосковье, и два сотрудника мэрии, и писатель, и даже депутат Госдумы — поневоле задаешься вопросом: а что собственно такого случилось, что всех одновременно потянуло в эмиграцию? Вроде бы телевизор каждый день говорит: "Россия – островок стабильности".
Да я и сам вижу, что островок. В Европе жуткий кризис, люди массово остаются без работы, закрываются большие и мелкие бизнесы (у нас в городке вся центральная улица опустела, потому что позакрывалась вся торговля практически), выпускники вузов почитают за счастье, если их возьмут куда-то волонтерами без зарплаты. Ничего такого в России, кажется, нет. Но — люди сломя голову бегут с островка стабильности.
Они сошли с ума?
Глава Счетной палаты С.Степашин считает, что из России за последние годы уехало 1 миллион 250 тысяч человек. Лидер думских единороссов В.Васильев сообщает другую цифру: от одного до двух миллионов в год. Федеральная миграционная служба вообще путается в показаниях: в каждом их сообщении — разные цифры, иногда отличающиеся на порядок.
На самом деле подсчитать не удастся. Нет такой методики. Нет никакого учета. Да и как учтешь то, что у человека в голове? Ему кажется, что он на пару месяцев уехал, передохнуть после какого-нибудь наезда, а потом приживается, находит себе занятие и обратно ни ногой. Кстати, после революции, по подсчетам В.И.Ленина, из России тоже уехало около двух миллионов человек. Большинство из них было уверено, что большевики — это ненадолго. Перекантуемся и вернемся. Оказалось — надолго.
В последние пару десятилетий Советской власти уезжали, наоборот, — навсегда. Прощались в Шереметьево с друзьями в полной уверенности, что никогда их не увидят. Но вдруг случилась сначала перестройка, а потом крах Совка, — и, пожалуйста, возвращайся.
Так что никогда не знаешь, уезжая, как оно обернется. Россия страна непредсказуемая.
Поэтому не будем обсуждать, сколько. Нет такой статистики, цифры берутся с потолка. Ясно, что много. Лучше подумать, почему?
Юлия Латынина говорит об уехавших: "Они знают, что в путинской России жить нельзя. Зарабатывать деньги в ней можно, более того, нигде в мире нет таких норм прибыли, как в России. Но жить — нельзя. Россия перестала быть приспособлена для жизни. Мы превратились в страну третьего мира с точки зрения инфраструктуры и безопасности. У нас нет нормальных школ, больниц и университетов. Любое соприкосновение с государством требует денег, нервов и бумаг, и все больше и больше. Буквально любая часть свободного жизненного пространства заполняется бюрократическими инструкциями, как в запертой комнате кислород вытесняется углекислым газом”.
Политолог Дмитрий Орешкин дополняет: ”Проблема в том, что наша страна — вопреки тому, что мы о ней думаем — построена не для народа, а для начальства. Народ же для начальства — только сырье… Люди бежали и будут бежать, потому что Путин восстановил советскую модель, когда твоя свобода ограничена произволом вышестоящего лица. А это многих не устраивает”.
Итак: бегут от несвободы. Бегут от совка. Бегут те, кто не совок. Но самое интересное, что власть это не волнует. Пусть уезжают.
С южных рубежей приедут другие.
! Орфография и стилистика автора сохранены