В начале июня, когда выборы мэра Москвы были только назначены, я уже отмечал, что изначально называть их законными и честными язык не поворачивается — http://echo.msk.ru/blog/udaltsov/1088728-echo/ Ход событий только подтверждает правильность таких выводов. За прошедшее время неравенство возможностей кандидатов и препятствия для реальной конкуренции проявились во всей красе.
Если кандидат по фамилии Собянин вместо того, чтобы уйти в отпуск и вести предвыборную кампанию на равных с остальными, не сходил с телеэкранов, выступая в роли и.о. мэра (кстати, так будет продолжаться вплоть до сентября, не сомневайтесь), то другие кандидаты вели неравный бой с муниципальным фильтром практически в полном информационном вакууме. Своими силами преодолеть этот барьер смог только Иван Мельников из КПРФ (по крайней мере, обратной информации нет), а остальным пришлось обращаться за помощью к Собянину. В этом, конечно, и был замысел администрации президента, отрабатывающей в Москве новые технологии по проведению псевдовыборов — унизить конкурентов, показать, что без "барской" помощи они ничего не могут. Именно так это подавалось в подконтрольных СМИ. В итоге, кандидаты Митрохин, Левичев, Дегтярев и даже Навальный (это тоже новация властей — раньше несистемную оппозицию просто полностью отсекали от регистрации) при помощи мэрии собрали пресловутые 110 подписей муниципальных депутатов. Остальным повезло меньше: 33 кандидата никакой помощи не получили и пали в неравном бою с фильтром.
Однако самая вопиющая ситуация сложилась вокруг моей скромной персоны. Еще 5 июня я заявил, что собираюсь выдвинуть свою кандидатуру на выборах мэра (моя предвыборная программа) В настоящее время я нахожусь под домашним арестом по "болотному делу", однако по закону это не является препятствием для участия в выборах. Тем не менее, на практике все вышло совсем по-другому. Сразу после назначения выборов, я обратился в Мосгоризбирком с просьбой оказать содействие в моем выдвижении и разъяснить его порядок для лиц, находящихся под домашним арестом. Однако МГИК, подождав три недели, ограничился формальной отпиской, указав, что такой порядок в законе не предусмотрен и предложив мне подать документы лично, прекрасно понимая, что я не могу этого сделать. Параллельно, я направил ходатайство в Следственный комитет РФ о предоставлении мне возможности лично подать документы для выдвижения в качестве кандидата на должность мэра. СК РФ тоже тянул с ответом до последнего, в итоге предложив мне решать этот вопрос в суде. После этого я обратился в Басманный районный суд Москвы с ходатайством об изменении условий содержания под домашним арестом и предоставления мне возможности в сопровождении сотрудников ФСИН лично подать документы для выдвижения. Но Басманный суд отказался рассматривать мое ходатайство и переправил его, опять же, в Следственный комитет. Круг замкнулся.
Таким образом, совместными усилиями Мосгоризбиркома, СК РФ и суда меня фактически лишили конституционного права — быть избранным в органы государственной власти (ст. 32 Конституции РФ). Правда, в последний момент, когда мои защитники предприняли попытку подать документы без моего участия, МГИК неожиданно принял их, вступив в прямое противоречие со своим же письменным ответом, выданным мне за десять дней до этого. Произошло это 9 июля и выглядело как откровенный фарс. Ведь на сбор 73 тысяч подписей граждан и 110 подписей муниципальных депутатов мне оставили один (!!!) день, что является явным издевательством над законом и здравым смыслом. Естественно, зарегистрироваться в установленные сроки оказалось физически невозможно. Сейчас мои защитники готовят обращение в Конституционный суд, однако к моменту его рассмотрения выборы уже пройдут. Получается, что если остальные кандидаты в процессе регистрации столкнулись с вопиющим неравенством возможностей, то я самым наглым и циничным образом был вообще лишен самой возможности принять участие в выборах в качестве кандидата.
Скажу честно, все эти "финты" чиновников меня не сильно удивили. Гораздо больше я был разочарован отсутствием какой-либо солидарности и поддержки со стороны других кандидатов в ситуации, когда власти явным образом незаконно препятствовали моему выдвижению. Кстати, еще в конце июня я обратился за помощью ко всем кандидатам, отправил им открытое письмо, в котором, в частности, призвал их "официально обратиться в Мосгоризбирком и потребовать обеспечить мое конституционное право — участвовать в выборах мэра Москвы в качестве кандидата". Скажем прямо, от моих коллег требовалось немного. Но, как ни печально, почти все отмолчались. Откликнулись лишь кандидаты Глеб Фетисов и Татьяна Сухарева, за что им человеческое спасибо. Остальные сделали вид, что так и надо. На мой взгляд, это не самая достойная позиция, и абсолютно не товарищеская. Тем не менее, в сложившейся ситуации не считаю правильным сеять рознь в протестном движении. Для себя я определенный выводы сделал, сделают их и думающие люди. Сигнал, конечно, тревожный, но пусть пока это останется на совести тех, кто промолчал. После победы разберемся.
В целом, все вышесказанное на сто процентов подтверждает незаконность и нелегитимность грядущих выборов. Как всегда, из нас пытаются сделать дураков, только относительно новыми методами. Поэтому необходимо вновь повторить, что самая правильная, честная и принципиальная позиция — активный бойкот мошеннических выборов мэра Москвы. При этом требовать надо отмены голосования 8 сентября, ликвидации всех "фильтров" и устранения других препятствий для равной конкуренции кандидатов, а затем уже — проведения новых выборов. Очевидно, что перенос московских выборов будет выгоден оппозиции, так как даст возможность подготовиться к ним в спокойной обстановке, а не в условиях временного цейтнота, как сейчас. С этим, думаю, никто не поспорит.
Совершенно ясно, что в ситуации, когда в московских псевдовыборах намерены участвовать оппозиционные кандидаты (как системные, так и несистемные) — никакого полноценного бойкота не получится, сколько о нем ни говори. Выход здесь только один — перед 8 сентября оставить Собянина в одиночестве (ну, или в кампании с ЛДПР, что для него немногим лучше). Поставить жуликам мат. Поэтому, следуя заветам Че Гевары и являясь реалистом, требую невозможного. Официально призываю кандидатов Мельникова, Левичева, Навального и Митрохина сделать явью страшный сон Собянина и Володина – вместе сняться к чертовой матери с этих поганых выборов! Это будет мощнейший ход, который развернет ход событий на 180 градусов. И протестная уличная мобилизация при этом обеспечена. Так что, дерзайте! Да, уважаемые кандидаты, вы многим будете рисковать, но ставки как никогда высоки.
Конечно, надо рассмотреть и запасной вариант — на случай, если "невозможное" не случится, и кандидаты не снимутся. Сразу скажу, что о "едином кандидате" от оппозиции в таком случае тоже говорить не приходится — если кандидаты не договорятся о солидарном снятии с выборов, то тем более не договорятся и об этом. В этой ситуации все более-менее понятно. Надо будет избрать тактику "за любого кандидата, кроме Собянина" и работать на второй тур выборов, который теоретически возможен. Голосуйте за близкого вам кандидата (мне лично по взглядам ближе Мельников), тем самым снижая результат "заслуженного оленевода" (отметим, что за полтора месяца его рейтинг почти не вырос — даже по данным придворного ВЦИОМа). Если вам не близок никто из кандидатов – пишите на бюллетенях свою протестную позицию, делайте их недействительными. Такой вариант тоже работает против кандидата от власти. Обязательно идите наблюдателями на участки. Если получится второй тур (хотя это явно не входит в планы властей) — там уже возможно все, открываются самые серьезные перспективы на победу оппозиции. Так что сейчас оппозиционным кандидатам и их сторонникам ни в коем случае не следует "кусать" друг друга, а нужно сосредоточиться на своей позитивной программе и безжалостной критике воровской власти.
В любом случае, главные события должны происходить 9 сентября (если, конечно не случится бойкот). В этот день сторонникам оппозиции надо консолидировано выйти на улицу и публично подвести итоги прошедшего голосования. Если случится второй тур — значит, отпраздновать успех и настроиться на дальнейшую борьбу. Если нет — заявить обо всех зафиксированных на избирательных участках нарушениях (если будут искусственно натягивать проценты Собянину — это неизбежно), а также о несовершенстве законодательства и отсутствии реальной конкуренции кандидатов, которые уже есть по факту. То есть, сделать так, чтобы власти не смогли говорить о "честной победе" Собянина. И, конечно, нужно вернуть в повестку дня требования наших стотысячных акций 2011-2012 годов. Это самое главное. Агитацию на народный сход 9 сентября нужно начинать заранее, собираться лучше всего на Манежной площади, или у Мэрии на Тверской, 13. Специально для Следственного Комитета подчеркну, что про акцию 9 сентября говорю не по указаниям Гиви Таргамадзе, а по собственной инициативе. Потому что считаю это правильным.
Вот здесь мы и увидим, какие цели преследуют кандидаты от оппозиции. Если они не будут работать на массовый протест после 8 сентября, значит, они просто соучаствовали в хитрой комбинации властей и дали жуликам и ворам возможность ближайшие пять лет кричать на всех углах о том, что в Москве были "честные, конкурентные выборы". Если будет по-другому, если по итогам московских выборов общими усилиями (и в первую очередь — усилиями кандидатов) нам удастся дать новый импульс протестному движению и добиться серьезных результатов — значит, тактика была выбрана верно. Задача всех неравнодушных москвичей — подтолкнуть кандидатов к такому развитию событий, а не слепо верить их обещаниям и заявлениям.
Не могу не сказать еще об одном. Считаю, что одним из главных моментов в предвыборной кампании кандидатов, называющих себя оппозиционными, должно стать требование прекращения политических репрессий и освобождения современных политзаключенных, в первую очередь — узников Болотной. Об этом им надо говорить везде, где только есть возможность. Иначе, зачем вся эта суета, если наши товарищи продолжат незаметно гнить в тюрьмах и колониях. Это принципиальный момент.
Итак, подведем итоги. Лучшая тактика оппозиции на московских выборах — бойкот со снятием основных кандидатов. Приемлемая тактика — голосование "за любого, кроме Собянина", борьба за второй тур выборов и массовая протестная мобилизация после 8 сентября. Все остальное — слив воды и выпуск пара. И тогда нам придется строго спросить с тех, кто стал соучастником очередной махинации жуликов и воров. Я первый спрошу.
Данный текст записан и передан адвокатами Сергея Удальцова
! Орфография и стилистика автора сохранены