На пресс-конференции 5 марта некоторые левые политики заявили, фактически, о поддержке вмешательства российских властей в ситуацию в Крыму. Они также рассказали о создании "Антифашистского штаба". По их словам, он будет оказывать помощь беженцам, "которые скоро потянутся в Россию", "прорывать информационную блокаду" и рассказывать о фашистской природе совершившейся на Украине революции.
Еще перед созданием штаба его будущие участники выпустили "Заявление коммунистических, левых и лево-патриотических сил России по событиям на Украине". "Антикоммунистическая и антироссийская истерия, надругательство над нашим общим советским прошлым — вот основные черты формирующегося сейчас националистического государства. Поступающие данные о погромах штабов коммунистических и левых партий, об избиении рядовых коммунистов и рабочих активистов, снос памятников Ленину
отчётливо показывают, что фашистский реванш, который мы наблюдали в странах Балтии и Европы, захлестнул уже и братскую нам Украину",
— пишут авторы заявления.
А уже 7 марта на странице штаба появились пересказы слов участников "антифишистского сопротивления Украины", в частности, призывы к людям, умеющим держать оружие, "помогать украинцам и русским на Украине".
"Поскольку поток беженцев с Украины сейчас пойдет большой, мы должны апеллировать и к государству, поскольку низовые инициативы помогут что-то сделать, но в целом с этим потоком мы не справимся. Здесь нужно какое-то государственное управленческое решение", — заметила на пресс-конференции член Исполкома Левого фронта Дарья Митина и поприветствовала начало госучастие – раздачу русских паспортов на Украине.
Митина, заверяла, что Крым стал "самым спокойным местом на Украине" во многом благодаря "российской армии, которая пока сидит на месте". Также она рассказала, что ранее рассматривала Крым как место "возможной резни", но теперь ее опасения относятся к другим регионам, где "миротворцев" нет. Она уверена, что позиция России в Крыму не империалистическая, и она готова поддержать ее. В возможность войны она при этом не верит. С ней согласился и редактор "Форума МСК" Анатолий Баранов, уверенный, что
российские воска правильно "обозначились в Крыму", выступив силой, которая помогла наладить "порядок".
Озвученная позиция была заявлена от имени значительного числа левых структур, а, по словам Баранова, ее придерживаются почти всех крупные левые организации.
Тем не менее, на практике оказалось, что в части организаций, якобы присоединившихся к штабу, единой позиции по ситуации в Крыму нет, и активисты из них участвуют в структуре в личном порядки. А некоторые якобы присоединившиеся к "Антифашистскому штабу" движения и вовсе не имеют к нему даже косвенного отношения.
Хотя Митина заявляет, что решение о присоединении к "Антифашистскому штабу" было принято исполкомом Левого фронта, другие его члены подчеркивают, что никакого общего решения по этому вопросу не принималось. Игорь Дмитриев рассказывает, что дискуссия по предложенному штабом заявлению действительно была, но не больше. В итоге Левый фронт принял собственный документ, в котором революция на Украине оценивается скорее критически, однако подчеркнуты ее объективные причины. В нем организация призывает активистов Майдана выносить на повестку дня социальные вопросы и противостоять ксенофобным элементам.
Член исполкома Левого фронта Алексей Сахнин подчеркивает, что Левый фронт и он лично выступают против военной интервенции России. "Никакие политические амбиции не должны ставить нас на грань братоубийственной войны", — считает политик.
В месте с тем, он полагает, что пришедший к власти в Киеве режим не является демократическим. По его мнению, к власти пришли националисты в союзе с олигархами.
"Мы поддерживаем массовые выступления в восточной и юго-восточной Украине против пришедших к власти националистически сил",
— говорит Сахнин.
В Левом фронте есть разные позиции по ситуации на Украине, но раскола в организации нет, уверен он. Иного мнения придерживаются некоторые другие участники Левого фронта.
По их словам, большая часть Левого фронта занимает сдержанную позицию в отношении событий на Майдане и в Крыму (выраженную в официальном заявлении), часть поддерживает революцию на Украине и категорически против вмешательства России в ситуацию на Украине, и еще часть, наоборот, осуждают революцию и выступают за присоединение Крыма к России.
“В Левом фронте очень жесткий раскол. Дарья Митина единственная в руководстве, кто имеет настолько радикальную позицию – поддерживает ввод войск на Украину",
— говорит Дмитриев.
Несмотря на то, что Митина представила свою позицию как общее мнение организации, несколько членов Левого фронта и его исполкома подписали альтернативное заявление левых по событиям на Украине в котором революция, напротив, приветствуется.
"Мы приветствуем стремление активной части украинского народа к большей свободе и подлинной демократии! Мы поддерживаем борьбу украинцев за более демократическую форму устройства своей власти, против плутократической и коррумпированной клики Януковича", — пишут авторы заявления.
"Победа киевского восстания говорит о том, что организованное, низовое протестное движение может не просто "влиять на власть", но и противостоять армии и свергать антинародные правительства",
— замечают они.
При этом правые, "откровенно нацистские" силы, участвовавшие в революции, авторы заявления, естественно, осуждаю. Их активизацию они связывают со слабостью значительной части украинских левых, их нежеланием участвовать в Майдане. Именно она позволила перехватить инициативу.
"Лидер так называемой "коммунистической марксистско-ленинской (!) компартии Украины" Леонид Грач, также как и лидер "Прогрессивной (!) социалистической партии Украины" Наталья Витренко в эфире государственного российского телевидения открыто призывали в помощь обанкротившейся власти украинских олигархов и плутократов главного защитника и выразителя интересов олигархов российских, ярого антикоммуниста Владимира Путина", — пишут авторы заявления, напоминая и про то, что Коммунистическая партия Украины долго играла роль союзника "Партии Регионов".
В свою очередь участие в Майдане "подлинных левых сил Украины - движение "Левая оппозиция" и анархистов", подписавшие документ приветствуют.
Они перечисляют успехи левых в Киеве: "Создавали "Женскую сотню Майдана", подчёркивая гендерное равенство протеста. Работали в медицинском центре, помогая раненым. Вели просветительскую деятельность в "Украинском доме", демонстрируя протестующим кинофильмы и организуя политические дискуссии. Сражались и гибли на баррикадах (среди трагически погибших - анархист Сергей Кемский)".
Побывавший на Майдане Дмитриев также напоминает о других завоевания социалистов. "Левые вместе с майданщиками на прошлой неделе захватили Подольский Пивзавод. Это очень левая тема. Руководство стало резко сокращать рабочие места, ссылаясь на то, что в стране, дескать, кризис. На после того как кабинет руководства захватили, оно вынуждено было пойти на попятную", — рассказывает Дмитриев.
Кроме того, он напоминает, что левые принимали участие в захвате Министерства образования Украины. "Требованием были выбора нового министра из числа предложенных студентами кандидатур. И кандидат был выбран именно из их числа. В Минобре создана коллегия, которая будет вместе формировать программу обучения, и левые в нее вошли", — говорит Дмитриев.
Исполняющий обязанности одного из координаторов Левого фронта Сергея Удальцова в Форуме левых сил Сергей Шавшуков рассказывает о друге из КПУ, раненном "Беркутом" на баррикадах Майдана.
В отличие от него Митину участие некоторых левых в Майдане возмущает. Их просветительскую, агитационную и организационную работу, она называла "завариванием чая бандеровцам" и "подтиранием задницы фашистам". Вопроса, может ли буржуазно-демократическая революция приобрести социальный вектор, она не касалась.
Дмитриев в отличие от нее уверен - Майдан левеет. "Прозвучавшее на Майдане несколько дней назад требование о том, чтобы олигархи платили дополнительно 10% в бюджет Украины – это чисто левое требование", — напоминает политик.
Авторы прореволюционного заявления также выступают против вторжения России в Крым.
"В ситуации начавшейся неприкрытой и ничем не спровоцированной агрессии путинской имперской России против суверенной Украины, мы решительно заявляем о своей солидарности с братским народом этой страны!",
— пишут авторы обращения.
Дмитриев считает, что национализм на Украине некоторые левые ищут не там, где он на самом деле есть. "В отличие от Майдана, где националисты более или менее активно участвовали в протесте, и он состоял из участников самых разных движений, Крымское сопротивление носит исключительно националистический характер. Там одна тема – русского национализма. И она узурпирована двумя партиями – "Русской партией" и "Русским единством". Он уверен, что в Крыму происходит "легитимизация русского национализма".
"Не случайно там сейчас Демушкин с движением "Русские", Крылов с людьми из Национал-демократичаская партии. И это смычка русских националистов с российской властью может стать главной угрозой будущего России",
— уверен Дмитриев.
Он сравнивает ситуацию, в котором находятся социалисты России, с крахом второго интернационала в Германии. "Центром Второго интернационала в то время была Германия, и там случился жесткий раскол. Карл Либкнехт и Роза Люксембург выступили резко против войны, а большая часть социал-демократов выступила за войну с ура-патриотических позиций, с которых сейчас выступает Митина", — объясняет Дмитриев.
"Дело кончилось закономерно для подобного тренда – один из членов этого ура-патриотического крыла социал-демократов Носке, став министром обороны, обрёк на смерть Либкнехта и Люксембург. Они были схвачены и забиты конвоирами прикладами до смерти. Очень бы не хотелось, чтобы что-то подобное повторилась в России", — говорит политик.
Выводы о судьбе Левого фронта он сейчас делать не берется. Он уверен, что поддержка политики России в Крыму — признак имперского, национал-социалистического, сталинистского тренда в левом движении. Сейчас по его мнению, линия раскола пролегает между тоталитарными и демократическими социалистами.
Митина в своем выступлении на пресс-конференции "Антифашистского штаба делала акцент на том, что на Майдане, по ее сведениям,
пострадало большое количество левых активистов.
В свою очередь Дмитриев отвечает, что несколько нападений на левых активистов действительно были. "Но надо подчеркнуть, что эти случаи произошли еще в прошлом году на том Майдане, который был совершенно другим по духу, более националистическим, нежели Майдан, который образовался в январе-феврале этого года. В январе-феврале нападения по идеологическому признаку приравнивались к провокациям титушек.
Пытавшиеся нападать жестко изгонялись силами самого Майдана. Также пресекались попытки завязать конфликт по национальному признаку",
— рассказывает Дмитриев.
Аналогичными впечатлениями делится также побывавший на Майдане участник "Автономного действия (социал-революционного)" (АД (СР)) Дмитрий Кузин. "Мы были на Майдане, мы не скрывали своих воззрений, мы поднимали там черный флаг анархии. Этот флаг там был не только на одной палатке социал-революционеров – анархической сотни. Я видел немало людей, которым этот черный флаг был симпатичен. Я видел во время штурма офиса "Партии регионов" щиты со знаками анархии", — рассказывает он. Как и Дмитриев, Кузин полагает,
что КПУ, "Боротьба" отказались от участия в Майдане "из-за своей непригодности к народному движению" и непонимания интересов народа.
"Национализма как такового в Киеве я не заметил. Там были отдельные придурки, которые ходили по Майдану, но их было даже меньше, чем во время шествий белоленточников 2011-2012года", — замечает Кузин. Он отмечает, что на Майдане провел "много хорошего времени, поскольку там все-таки праздник анархии и самуправления". По его мнению, на Украине произошла "буржуазно-демократическая революция с определенной национал-демократической ноткой, но революция", и у левых сейчас есть большой простор для работы и возможности для внесения в повестку дня социальных вопросов.
Как ни странно "Автономное действие (социал-революционное)" при этом значилось в списке поддержавших политику России на Украине. Еще 2 марта АД (СР) заявило о том, что не разделяет взглядов подписантов письма, внесено в список по ошибке, и просит вычеркнуть его. Но подпись движения из публикации до сих пор не убрана, более того, на конференции "Антифашистского штаба" выступавшие говорили, в том числе, от лица неких "анархистов" (АД (СР) – единственная анархическая организация, значащаяся в обращении).
"Это какая-то провокация со стороны наших бывших товарищей. После таких вещей к таким людям уже нельзя относиться как к товарищам", — замечает Кузин.
Кузин объясняет, что он и еще один участник АД (СР) "неправильно среагировали на предложение сталинистов поучаствовать в их антифашистском комитете". "Звучит-то хорошо, а АД (СР) – истинно антифашистская организация. Но, когда я почитал предложенное заявление, я был в ужасе. Нам предложили его отредактировать, но когда Иван Щеголев из Института глобализации и социальных движений стал его редактировать в еще более неприятном ключе, я понял, что я ничего уже с этим текстом сделать не смогу", рассказывает Кузин. "Но тут Дмитрий Кноблох сказал, что мы должны поддержать антифашистский штаб, остался и подписал заявление", — объясняет анархист. Как он отмечает, позже Кноблох разобрался, "что это фейковая вспомогательная структура для русского вторжения на Украину", и подпись попросили снять.
Позже организация неоднократно осуждала вторжение российских войск на Украину. В том числе, в заявлении петербургского отделения от 7 марта.
Заявление "патриотических" левых он считает частью провластной пропаганды.
"Наши отставшие от паровоза истории коммунистические товарищи решили добавить свои пять копеек. Но они эти свои пять копеек добавляют путинскому нападению на Украину, его имперским амбициям.
И им, конечно, хочется вписать всех, кого не лень в свои списки", — замечает Кузин, называющий сторонников имперской позиции "упертыми авторитариями".
Стоит отметить, что, несмотря на слова одного из участников "Антифашистского штаба" Баранова о том, что неподдержавших его организаций так мало, что их можно не считать, многие другие левые движения высказались против политики России в Крыму и обозначили возможные перспективы работы социалистов на Майдане. Среди них "Автономное действие", Российское социалистическое движение, Комитет за рабочий Интернационал, Левое социалистическое действие.
Кроме того, левые организации обсуждают возможность совместных действий против вторжения российских войск на Украину. "Мы сейчас формируем единый левый комитет против агрессии, в который входят разные левые организации и независимые активисты. В ближайшие дни мы выпустим единое заявление", – обещает Дмитриев.