В Замоскворецком районном суде Москвы 9 ноября должны были состояться прения по делу Дмитрия Бученкова. Дважды до этого заседание переносилось. Ожидание привычно затягивалось. И все-таки что-то было не так, чего-то не хватало. Подсудимого. Можно было бы списать это на оплошность конвоя, но Бученков давно уже переведен под домашний арест. Даже без браслета. Как законопослушный гражданин, подсудимый приезжал на заседания суда сам. Лишь иногда в сопровождении сотрудника ФСИН.
С опаданием заседание все же началось. Судья констатировала отсутствие подсудимого. Адвокат Светлана Сидоркина заявила, что уже несколько дней не может дозвониться до подзащитного. Прибывшая в суд начальник Нарофоминского УФСИН сообщила, что по оставленному им адресу Бученков не проживает.
В данный момент там проживает семья неких Бабаянов, которым Бученков оставил ключи и квартиру в безвозмездное пользование, где он сам, им не известно. Родственникам, понятное дело, тоже. В больницы не поступал, полицией не задерживался.
Вместе с ним со связи пропала и его супруга. Ищут пожарные, ищет милиция. Судья постановила оформить принудительный привод подсудимого, и на этом заседание скоропостижно закончилось.
В целом это было бы неплохим окончанием дела. И в отношении конкретно Бученкова, и даже в отношении всего "болотного дела".
Даже странно, как такой человек мог заслужить такое снисхождение, как домашний арест. В Апрелевке (это в Подмосковье, по Киевскому шоссе). Без браслета. И чтоб сам в суд являлся.
Согласно обвинительному заключению, Бученков чуть ли не самый ужасный тип из всех, кто 6 мая на Болотной площади посмел обидеть господ полицейских.
Согласно версии обвинения, находясь между Большим и Малым Каменными мостами, Бученков "применил насилие в отношении неустановленного представителя власти, а именно: прицельно бросил два стеклянных предмета и попал тому в шлем "Джета" и ладонь руки". Затем Бученков, по версии следствия, затерялся в толпе, но не сбежал, а, выскочив как черт из табакерки, "применил насилие в отношении бойца ОМОНа Маркова, а именно: нанес ему не менее двух ударов кулаками в область груди и живота, чем причинил тому физическую боль" — сквозь бронежилет, отметим. Кроме того, Бученков сорвал шлем с сотрудника полиции Круглова, "чем причинил тому физическую боль", распылил газовый баллончик в сторону сотрудников полиции Моисеева и Миненка, "в результате чего те испытали раздражение глаз и органов дыхания" и, "продолжая принимать участие в массовых беспорядках", нанес не менее двух ударов ногой в область бедер и поясницы инженеру по связи ОМОНа Николаеву, "чем причинил тому физическую боль".
Но и это еще не все. Тихий в миру, спокойный преподаватель истории в вузе, автор нескольких работ по истории анархизма, с тихой, почти заикающейся речью Бученков совместно с подельниками Ковязиным и Мельниковым "переворачивал мобильные туалеты, находившиеся на площади, чтобы затруднить передвижения полиции".
Не обвинение, а готовый сценарий для ремейка "Рембо: Первая кровь".
И после всего этого — домашний арест.
Кроме буйной натуры альтер эго Дмитрия Бученкова, на Болотной площади у него, судя по всему, проснулась также и альтер внешность, лишь отдаленно напоминающая того, кто находился на скамье подсудимых. Настолько альтер, что даже друзья и знакомые не узнали. Да что там, даже с фотографий и видеосъемок очевидно — не похож.
Только опытные сотрудники полиции смогли опознать Бученкова "по носу".
"Данный молодой человек врезался в память и мне, и Шашкову (коллега Смирнова) своим зверским поведением. Тем, что нанес удар сотруднику ОМОНа и убежал в толпу", — заявил сотрудник полиции Дмитрий Смирнов. "Сейчас на вас если надеть кепку и капюшон, нос вас будет выдавать", — заявил свидетель Бученкову. На замечание, что полицейский со своим носом тоже мог бы сойти за подозреваемого, свидетель отметил: "Согласен, у меня тоже большой нос".
Неузнанный своими друзьями и соратниками, Бученков во время митинга шел с ними рядом, то с одной стороны колонны, то с другой и ни с кем не заговаривал. Хотя, как говорят те же соратники, на мероприятиях он как один из лидеров чаще шел впереди и с мегафоном. Лицо не скрывал, в противоправных действиях не участвовал. После погрома Химкинской администрации в 2011 году, для любого более или менее известного участника анархо-антифа-движения скрывать лицо и участвовать в потасовках на массовых акциях стопроцентно означает уголовное преследование.
Кроме того, движимый злым умыслом создать алиби владельцу, автомобиль Бученкова загодя покинул столицу и вернулся уже после массового избиения господ полицейских на Болотной площади, что и зафиксировала система "Поток". Подлый автомобиль зафиксирован на выезде из Москвы, в различных местах на Горьковском шоссе, на подъездах к Нижнему Новгороду, где, как заявляет Бученков, он находился во время митинга 6 мая с родителями и на въезде в Москву уже 8 мая.
Честное следствие само запросило эти данные. И само же приложило справку о том, что это и не значит ничего, автомобилем мог управлять не Бученков,
"Поток" мог ошибиться, а кто скажет, что данные того же "Потока" в деле по убийству Немцова стали основным доказательством, так тому ответим, что у нас не прецедентное право, и это разные вообще случаи.
Несмотря на то что следователь по делу Бученкова был уволен из органов за "некомпетентность", похоже, что обвинению удалось убедить суд в своей правоте. Суд слепо доверял показаниям сотрудников полиции, даже если они не совпадали, разносил в пух и прах свидетелей защиты: Фотографы? А по образованию кто? Психолог? Тогда зачем нам ваши фото, не приобщать. Данные полиграфа? Помилуйте, а где же точный список документов, который должен сопровождать исследование…
На последнем заседании и вовсе терпение суда лопнуло и судья неумолимо заявила, что сторона защиты свои доказательства представлять закончила, что стало полным сюрпризом для стороны защиты.
На самом деле это такая форма оправдания, когда позор стороны обвинения в суде неминуем даже при обвинительном вердикте.
Иногда невиновным дают условный срок, иногда позволяют бежать. Фактически, Бученкову негласно было сказано: обвинение, конечно, нелепое, но это не значит, что тебя не посадят.
Если хочешь, у тебя есть выход, такой же как у Мальдон, Шехтмана, Романовой, Ионова. Кого забыл? Или как у Дадина — сам выбирай.
И, кажется, он выбрал. Мы оценивать этот выбор можем, лишь оказавшись на его месте.