Беларусь, протесты, 5 января
Кратко: эхо вчерашних сливов; мировые сми о Беларуси; EPAM подтверждает — IT сбежит; "Горизонт" вместо ПВТ; новое о роли науки; киберпартизаны в соцсетях; Саня готовится к худшему; атака на дворы; Саши бывают разные.
Подробности.
Аудиозапись, на которой (предположительно) председатель КГБ Беларуси обсуждает убийства инакомыслящих на территории других стран, вызвала большой резонанс. Активнее всего среагировала украинская национальная полиция. Они готовы возобновить следствие по делу о заказчиках убийства Павла Шеремета, уже сформировали совместную следственную группу из работников полиции и Офиса генпрокурора. Скандальная запись уже направлена на фоноскопическую экспертизу.
Беларусь остается на полосах мировых сми. Не только на отдельных полосах — польская Gazeta Wyborcza посвятила сегодняшний номер нашей стране.
ВВС сделала пятиминутный ролик, посвященный "словам года" (одно-единственное слово оказалось выбрать невозможно). Как вы помните, словом августа стало Belarusian. И ролик начинается со слова "Беларусь" — правда, сказано оно не тем человеком, но уж как есть. Европейский сайт EuvsDisinfo опубликовал рейтинг самых громких провалов российских СМИ в 2020 году. На третьем месте Никита Михалков, который уверен, что сотни тысяч беларусов на митингах — "эта фаташоп". На четвертом — перл самоизбранного, "перехваченный разговор Ника и Майка". Ну, и заодно — любопытное исследование компании Top10VPN. В прошлом году в Беларуси доступ в интернет отсутствовал в сумме 218 часов. Блокировка затронула почти восемь миллионов пользователей сети и обошлась стране в 336,4 миллиона долларов.
Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо оператору #А1. Не отключать интернет они не могли, не стройте иллюзий. Но хотя бы частично компенсировали потери пользователям. А теперь, когда "государство" задрало налоги на прибыль мобильной связи, #A1 заявил, что возьмет на себя это бремя, не переложит на плечи пользователей.
Беларусский IT-гигант EPAM официально подтвердил то, о чем мы догадывались: "…в дополнение к нынешней общей ситуации в Беларуси и на фоне того, что другие страны в регионе (в том числе такие крупные, как Россия и Украина) вводят значительные льготы для ИТ-индустрии и демонстрируют серьёзную заинтересованность в привлечении высококвалифицированных и востребованных во всем мире специалистов, непредвиденное повышение налогов может привести к ещё большей миграции из страны и повышению репутационных рисков, связанных со стабильностью условий работы в ПВТ".
Впрочем, Саня уже нашел замену. Сегодня съездил на завод "Горизонт" и назвал его "заоблачной компанией". Все бы хорошо, но "Горизонт" давно занимается "отверточной сборкой" — заказывает комплектующие в том же Китае, а в своих цехах просто соединяет чужие детали и засовывает в фирменный корпус. Причем, если верить сообщениям в "Мотолько, помоги", основную прибыль холдинг получает не от этой немудреной операции, а от сдачи пустующих помещений в аренду.
Говоря об альтернативах ПВТ, самоназначенный упоминал IT-специалистов не только на заводах, но и в Академии наук. В благодарность за это глава АН Беларуси произнес невыразимо прекрасное: "Роль науки – быть вместе с властью". Знаете, я успел позаниматься наукой. Со второго курса в лабе работал. К диплому у меня было уже несколько научных работ. Готовился защищаться, начал сдавать кандидатские минимумы… Но про такую роль науки не слышал никогда.
Давненько я не упоминал о киберпартизанах. А они множатся, специализируются на разных интересных вещах. Например, "желтые" киберпартизаны добиваются закрытия провластных аккаунтов. Именно благодаря им в инстаграме заблокировали сестер Груздевых, ОНТ, Солодуху, Марию Василевич, Шакуту и даже министра информации Луцкого. Но на днях они покусились на святое — на Алену Ланскую! А это, между прочим… сейчас погуглю… известнейшая беларусская певица! И она потребовала немедленно ее разблокировать. Иначе она обратится в милицию. Капец "желтым" партизанам, инстаграму и фейсбуку заодно.
В Беларуси, по слухам, готовятся отменить смертную казнь. Тут же пошли шуточки, мол, Саня готовится к худшему. Не знаю, я даже ему смерти не желаю. Пожизненное — нормальный вариант. Но вообще, это, конечно, позорище — последняя страна в Европе, где используют это средневековое наказание.
Тем временем генпрокурор заявил, что возьмется за удушение дворовых протестов. И взялся. Толпы людей в черном сегодня шастали по дворам, хватали мужчин и увозили. Хотя в этих дворах просто собирались соседи, чтобы попить чай, пообщаться, попеть песни, потанцевать. Это, по мнению "властей", ужасное преступление. Беларусы, которые проводят дворовые марши, в такие облавы попасть не могут — у них уже отлажена система безопасности и оповещения. Страдают наиболее "домашние" протестующие. А на длинных выходных, с 7 по 11 января, милиция грозит устроить "усиленную профилактику преступлений и правонарушений в быту".
Ну, и напоследок — о Саше. Нет, не о Лукашенко, о хорошем Саше, Филипенко. Это молодой, но уже очень известный (в России и Европе) беларусский писатель, лауреат многих премий, переведен на несколько европейских языков. Он написал открытое письмо главе Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазелю. Про, как вы уже догадались, чемпионат мира, который нельзя проводить в Минске. "Правильно ли я понял, что вы хотите проводить чемпионат мира в стране, где люди без опознавательных знаков похищают на улицах людей, где избивают женщин, стариков и инвалидов, где отцов бросают в автозаки вместе с шестилетними детьми, и в этих самых автозаках так мало места, что людей кладут, как сардины в банки, в несколько слоев?!" Письмо опубликовала немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, на русском можно прочитать, например, тут.
Сам Фазель очень не хочет возиться с переносом ЧМ, но куда ему деваться? Лукашенко — слишком токсичен. И это стали понимать не только в хоккее. Беларусский фонд спортивной солидарности начал добиваться переноса этапа Кубка мира по фристайлу из Беларуси. Этап должен был пройти в феврале. Напомню, что среди репрессированных спортсменов — чемпионка мира по фристайлу Александра Романовская и тренер Николай Казеко.
Спорт, конечно, должен быть вне политики.
Но он должен быть и вне военной хунты.
! Орфография и стилистика автора сохранены