Полиция в памперсах во Внуково. Ограждение аэропорта от встречающих политика Навального — и пропуск туда "фанатов Бузовой". (Надо ли считать, что они — более "белые", чем сторонники Навального? Есть ли некий выпущенный властями документ, где об этом говорится прямо?) Перенаправленный рейс. И масса народа, к событиям не причастного, которому как минимум доставили неудобства: кто-то не обнял родных, с которыми долго не виделся, кто-то застрял на несколько часов...
И вспомнился мне совсем другой эпизод уже двадцатилетней (как время-то бежит!) давности. Тоже — встреча. Только не оппозиционного политика, а наоборот — дорогого для Кремля гостя, красного диктатора и палача собственного народа Ким Чен Ира, Кима II, папаши Кима нынешнего.
Ким Чен Ир был, вне всякого сомнения, чемпионом среди диктаторов по дрожанию за собственную драгоценную шкурку. Даже любители бункерных самоизоляций от него отстают. Жаль, что он умер, а не то в нынешнее коронавирусное время приказал бы вырыть настоящий Бункер Бункерович — и дорылся бы, наверное, до магмы.
Так вот, была у Кима II аэрофобия. Страшно боялся куда-то летать самолетами. Впрочем, возможно, у этой фобии были вполне рациональные причины: есть предположительное мнение, что именно он курировал спецоперацию по уничтожению северокорейскими террористами-подрывниками южнокорейского "Боинга 707" в ноябре 1987 года.
Так или иначе, но путешествовал Ким Чен Ир не на самолете, а на поезде. Понятно, что и "спец-", и "броне-".
И ладно бы, если бы ездил он так только по своей вотчине. Но летом 2001-го состоялся его визит в Россию. И в государстве, так кичащемся словом "суверенитет", железные дороги и прилегающая территория мгновенно стали филиалом Северной Кореи.
Вот что говорилось даже официально:
"Подготовка к визиту была окутана завесой тайны. Кремль официально сообщил о его приезде лишь за несколько минут до того, как поезд лидера КНДР пересек границу между двумя странами. Обращают на себя внимание повышенные меры безопасности: впереди бронированного состава идут два локомотива, которые призваны обезопасить северокорейского вождя от диверсий. И это помимо внушительной охраны".
А неофициально, конечно, творился ад. Июль — дачный сезон, людям нужны электрички. Но их — отменили. Причем резко, внезапно, никого заранее в известность не поставив. На долгие, очень долгие часы. К нам едет убийца и садист, дорогу нашему дорогому гостю!
И люди на станциях и полустанках были вынуждены ждать, железнодорожники вынуждены были ломать расписание: поезд северокорейского диктатора двигался безостановочно.
А потом он ведь обратно покатил — и снова через всю Россию...
Неужели после этого случая кому-то что-то было еще непонятно про Кремль и хозяина Кремля?
Не знаю, какой там "государственный интерес" мог быть в приеме заведомо токсичного "вождя". Но даже если он и возник бы, то главный интерес любого вменяемого государства — это персональные интересы граждан. Которыми тогда попросту подтерлись.
А теперь история повторяется зеркально, как говорил замечательный Евгений Ихлов. Тоже прием — правда, на сей раз самолет. Тоже — важный человек, только не "дорогой коллега-вождь", а головная боль для кремлевцев. А вот отношение к интересам людей за 20 лет у них никак не изменилось. Ни на йоту. Стабильность!
А вот в отношении людей ко всему этому стабильности, похоже, нет. И вряд ли кто-то из опоздавших, не успевших в другой аэропорт, испытавших вчера неудобства станет винить в этом Алексея Навального. (Ну, если он, конечно, не кремлетролль и не ложный фанат Бузовой... хотя тут я повторяюсь.) Нет. Люди неглупы и прекрасно понимают: не Навальный автозаки с полицейскими в памперсах во Внуково нагнал. Не он устроил коллизию с "самолет кружит, но не садится".
Виноватый, разумеется, есть. Но зовут его совсем иначе.