Наконец – после трех недель внутренних раздоров – республиканская фракция в нижней палате Конгресса США смогла реализовать свое большинство и избрать нового спикера – взамен отправленного в отставку Кевина Маккарти.
Ставший спикером Майк Джонсон – четвертый кандидат, выдвигавшийся на этот пост. "Естественный" преемник спикера – лидер большинства Стивен Скализ – снял свою кандидатуру после консультаций, решив, что единодушной поддержки не получит (а "потерять" он мог не более 8 голосов республиканцев). Джим Джордан, председатель комитета по вопросам судопроизводства и один из основателей правого "кокуса свободы" в Республиканской фракции трижды не получал в голосовании Конгресса требуемого большинства, несмотря на поддержку Дональда Трампа: против него образовалась "коалиция меньшинств" - маленьких групп депутатов, по разным причинам не согласных с его кандидатурой. Не хватало буквально нескольких голосов, но в конце концов он снял кандидатуру.
На "третью попытку" выдвинулось целых 8 кандидатов, фаворитом среди них считался "кнут" (т.е. парламентский организатор) фракции Том Эммер – за него высказалось большинство – но против выступил Дональд Трамп. Шансов после этого у Эммера не было.
Почему же республиканцы единодушно (220 из 221 депутатов – один человек не голосовал) поддержали Джонсона?
Первая причина – затягивание избрания нового спикера слишком отрицательно сказывалось на репутации партии, фактически заморозившей работу палаты. Еще один провал кандидатуры сильно бы усугубил ситуацию.
Вторая: Джонсон – один из самых "трамповских" депутатов. Во время процедуры импичмента именно он возглавлял "защиту" Трампа от обвинений. Именно он был одним из главных инициаторов обращения (безрезультатного) 125 конгрессменов-республиканцев в Верховный Суд с требованием отменить результаты президентских выборов в нескольких штатах, в которых победил Байден, а сам не голосовал за утверждение результатов выборов. Трамп накануне голосования выступил с "настоятельной рекомендацией" однопартийцам голосовать за Джонсона. Третья причина: его кандидатура не спровоцировала "коалиции меньшинств".
Джонсон – убежденный консерватор, в Конгресс избирается с 2016 г. от Луизианы, его округ - "интенсивно красный", т.е. демократы в нем не конкурентны (и в 2022 г. вообще не выставляли в этом округе своего кандидата против Джонсона). Он – один из главных лоббистов военно-промышленного комплекса. И вместе с тем – у него не столь одиозная репутация, которая отвратила от Джордана нескольких депутатов от высококонкурентных округов: с однопартийцами из "синего", т.е. продемократического штата Нью-Йорк он нашел общий язык. Ну и наконец Джонсон сумел произвести впечатление амбициозными планами законодательной работы.
Демократы кандидатуру Джонсона перед голосованием критиковали, в основном за election denial – отрицание результатов президентских выборов: в демократическом лагере уже высказываются опасения, что в январе 2025 г. утвердить результаты этих выборов в Конгрессе будет куда сложнее, чем в 2020 г. (разумеется, в случае победы кандидата от Демократической партии). Впрочем, утверждать их предстоит не нынешнему 118-ому Конгрессу, а его преемнику, избранному в ноябре 2024г. В любом случае, против сплоченного республиканского большинства демократы оказались бессильны.
Если судить по озвученным новым спикером планам, он намерен добиться еще одного временного (то ли до 15 января, то ли до 15 апреля) продления финансирования правительства, чтобы не допустить его "остановки", обеспечить принятие нескольких законопроектов экономического и социального характера, провести серьезную работу с Сенатом по формированию бюджета но военные цели.
А как же финансирование военной помощи Украине и Израилю? А это для Конгресса тема весьма важная, но не самая приоритетная. Сам Джонсон дважды (в качестве рядового депутата) голосовал против выделения Украине крупных сумм, мотивируя это необходимостью "разобраться", как они расходуются (стандартная оговорка для республиканцев, голосовавших против). Так что этот вопрос ожидает в Конгрессе судьба не простая, но скорее всего администрация Байдена все же своего добьется.
Драма со сменой спикера – это несколько уроков об американской парламентской политике. Она показала и то, насколько сложносоставный организм представляет собой американская политическая партия. И способность этой партии создать себе проблемы практически на ровном месте, а потом их "героически преодолеть". И то, что Дональд Трамп остается для Республиканской партии практически непререкаемым авторитетом – ведь за Джонсона голосовали даже те немногочисленные республиканские конгрессмены, которые относятся к Трампу критически.
! Орфография и стилистика автора сохранены