Проповедь о том, что воины на священной войне получают прощение всех своих грехов за сам факт участия в войне, звучала диковато еще в XI в., когда так приглашали в Крестовые походы. На самом деле это лицензия на вседозволенность: если все грехи те6е по определению простятся, чего там скромничать по дороге в рай? Все равно пустят!
Понятно, что в наши времена канонизировали (или по-иному прославили) таких людей, как Шморель, Егерштеттер, Бонхёффер. Следуя своим христианским убеждениям, они отказались участвовать в войне или даже просто молча терпеть войну, которую считали преступной.
Есть другая история, о ефрейторе Йозефе Шульце, который был выбран для участия в расстреле мирных граждан в Сербии в 1941 г., но отказался делать это и был сам расстрелян вместе с ними. Удивительно, но историки не уверены, что это произошло на самом деле, и кажется, конкретно ефрейтор Шульц как раз не мог оказаться в том месте и в то время. Но есть фото, где стоят приговоренные к расстрелу крестьяне и в их сторону идет безоружный человек в форме Вермахта.
То есть такое могло быть и, вероятно, было. Мы не уверены, с кем именно, где и когда.
Но в любом случае это история про то, как некий человек отказался от участия в преступлении просто исходя из своих гуманистических взглядов и представлений о чести. Был ли он христианином, мы не знаем.
Канонизировать Шульца не имеет смысла, потому что никто вообще не уверен, что такое с ним случилось. Но говорить о таком выборе стоит, как и о выборе множества других людей, к примеру, отказавшихся дать ложные показания на следствии под пытками (имена которых мы тоже не знаем сегодня). Это ведь более-менее, то, о чем сказано в Евангелии, даже если эти люди не читали Евангелия.
И ведь точно то же самое может происходить сегодня. И имен никто никогда опять не узнает.
! Орфография и стилистика автора сохранены