В правление Путина окончательно определился цивилизационный разрыв между Россией и Украиной. В начале каждого века мир стоит перед новым выбором цивилизационного направления.

"Каким ты хочешь стать Востоком – Востоком Ксеркса иль Христа?" – спрашивал Соловьев в 1930х годах прошлого века у своей явно сползающей в обожествленных правителей, зиккураты-мавзолеи родины. Колебания России между Востоком и Западом, продолжавшиеся века примерно с 17-го, принесшие неожиданно впечатляющие культурные плоды в 19-м и самом начале ХХ, дотлевающие весь двадцатый век, затоптаны путинскими ботиночками на спецсекретно встроенных высоких каблуках. Или, по крайней мере, так ему хочется и видится.

Украину он уничтожает именно поэтому: неожиданное препятствие на пути ЕГО Великой Цивилизационной Переориентации!

В Северной Корее для россиян открыл электрифицированные ворота новый курорт (рядом с полигоном для испытания ракет) с высотками по типу Бенидорма (самый ранний и худший курорт в Испании, который служит теперь руководством для всей Европы "как нельзя строить курорты"). Строятся "пионерские" лагеря для российских детей.

Какие отели и развлечения для отдыхающих детей и взрослых россиян предлагает Талибан в Афганистане, пока неясно, но сообщение об открытии туристических маршрутов сделано, и, видимо, талибы заняты подготовкой рекламных проспектов.

Нам все это кажется курьезами, а все это абсолютно серьезно, важно и показательно. Мало одному правителю сделать выбор направления своей цивилизации, это должны сделать и массы, так, чтобы и у масс все это стало фактом личного опыта, приятных воспоминаний детства, чтобы проникла в сознание массовая культура стран нового горизонта. Северная Корея не просто посылает солдат на путинскую войну для военной науки (кто уцелеет). Китай, Северная Корея, Иран (здравствуй, Ксеркс!) – теперь уже абсолютно ясно! – стали цивилизационным ориентиром и эталоном, как для Петра I таким эталоном были Голландия и Англия, находившиеся на вершине своего экономического и культурного развития. Теперь Путин (как и весь глобальный Юг – пестрое политическое собрание "анти-американистов" и анти-западников, частью которого стала РФ) считают, что Западу пришел конец, и они станут его могильщиками, что воскрешает в памяти, как небезызвестные классики коммунизма совершенно искренне прочили пролетариату стать могильщиками капитализма. Не получилось. Получится ли у Глобального Юга "похоронить" Запад? Нет. Запад оттачивает свою жизнеспособность и иммунитет с помощью кризисов и болезней, которые со стороны могут показаться смертельными. Поэтому Человечек На Высоких Каблуках, обладая школьно-поверхностным пониманием истории (на самом деле все, что он делает – это анализирует мифологемы и составляет из них мозаику), совершает неимоверно опасную для своей страны ошибку, безнадежно ПРИМИТИВИЗИРУЯ весь СЛОЖНЕЙШИЙ процесс взаимоотношений современных ему ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Если рассматривать цивилизацию в понимании Тойнби: набор сходных социокультурных компонентов, характерных для определенной территории, то Запад – это не одна какая-то цивилизация, это гигантская, разветвленная система со смыкающимися кронами тысячи "дерев" вверху и мощной, переплетенной корневой структурой внизу. Никуда ни исчезли ни Греция, ни Рим, ни Возрождение, ни Средневековье – все это просто перешло на КОРНЕВОЙ уровень, подпитывает сочлененные европейские кроны. Здесь отмирает нежизнеспособное и обрушивается, как старые деревья (локальные умершие цивилизации – этрусская, минойская, множество других), но утянуть за собой всю систему, никогда не в силах. Она слишком огромна и гибка, так как сформировалась НЕ чьей-то волей или теорией бородатых основоположников или лысых/усатых вождей, а развивается САМА – постоянно трансформируется от менее жизнеспособного к более жизнеспособному – органически, эволюционно, в течение тысячелетий. Увы, приходится признать: войны – часть этого процесса, и за ХХ век дважды полыхал "лесной пожар" Европы...

У Европы сложный, но неразрывный симбиоз с востоком. Во времена больших кризисов, крахов и очередного распада, Европа научилась обращаться на восток в поисках интеллектуально-идеологической основы. Находит то, что ей нужно, трансформирует это (иногда до неузнаваемости) – возрождается опять и развивается дальше. Так было с христианством ("Тот свет, исшедший от Востока, С Востоком Запад примирил", Соловьев), да и, пожалуй, со всей западной философией. Запад – цивилизация жадная и эгоистичная. Она быстро идентифицирует и берет все, что помогает ей выживать и развиваться. И вот такую (нелинейную динамическую) систему вознамерился разрушить человечек на каблуках, начитавшийся историко-"патриотического" научпопа, которому от неограниченной власти (на своей ограниченной территории) бросилась в голову урина богоизбранности и мессианства. Даже с помощью атомной бомбы ему это не удастся. Но попытаться он может.

Сейчас, после самого длительного периода европейского мира, Западная цивилизация застыла во временном оцепенении посреди предсказуемого состояния хаоса.

Опасность и необходимость защищаться почти атрофировалась за годы мира. Помнится, как в британских детских садах н начальных школах проходили акции "сдавай оружие", когда детишки "сдавали" свои игрушечные автоматы и водяные пистолеты, потому что "конфликт – не метод разрешения споров", "войны теперь невозможны в Европе", "нет справедливых войн, в любых войнах нет никакой славы, а одни кровь и ужас, любые войны – это дикость, которую нужно избегать". Так (совершенно правильно!) внушалось дедушкам, бабушкам, отцам и матерям нынешнего поколения 20-летних европейцев. Гуманные тюремные условия, непримиримость к домашнему насилию, запрет на шлепание или кричания на детей (вербальный абьюз) – казалось, еще немножко поднажать – и сама мысль о насилии будет изгнана из общества, как она была изгнана из благополучных пригородов среднего класса европейских городов. И вот сейчас, после 40 лет такого непротивленческого воспитания, истинного "подставь левую щеку, если ударили по правой", вдруг возникла угроза, которую если и подозревали, но максимально долго отрицали, отрицали, отрицали. И возникла растерянность. Что делать? Самый простой способ – угрозу отрицать. И неприятные уроки истории не вспоминать. До тех пор, пока абстрактная угроза не пробила конкретную, собственную крышу. Тогда, даже у обществ самых упорствующих в отрицании, инстинкт самосохранения начинает проявляться. И они трансформируются, чтобы выжить. Мы наблюдаем самое начало этого процесса. Многие – с грустью, потому что 40 последних лет все мы, черт возьми, жили в таком комфортном, замечательном мире! И память об этом необходима, потому что мы знаем, как выглядит норма, как выглядит то, К ЧЕМУ надо потом возвращаться.

Первым делом на Западе обязательно сменится формация западных политиков, процесс уже начался. Политические лидеры эпохи мира, нанятые менеджеры, уверенные в безопасности своей страны, озабоченные проблемой трансгендернх туалетов как главным вызовом современности, уйдут. И общества, 40 лет наслаждавшиеся восхитительным миром (без тени иронии!), трансформируются тоже. Хотим мы того или не хотим, но механизм самосохранения – жесткий, примитивный и ощетинившийся, как советская очередь в снегу к ящику, где "дают курей". Но я уверена, что Запад со своей адаптацией к опасности –медленно, с большим трудом –справится, и мало не покажется никому. В том числе Человечку На Спецсекретных Каблуках, который (так как принял за историю мифологемы, и получил GIGO – компьютерный термин, означающий: если введены неверные, ошибочные, "мусорные" исходные данные, ошибка получится и на выходе)) совершил довольно серьезную ошибку. Своим советским мышлением, в котором застряли: цитаты из основоположников, хоронивших Запад, какие-то псевдоправославные мессианские постулаты, дугинско- ильинские конструкты и историко-патриотический научпоп, он принял очередной кризис Запада (сколько их было!) за прекрасную возможность для своей цивилизационной переориентации на Восток, за которым "светлое будущее" в отличие от дышащего на ладан Запада, по его мнению.

И захотелось ему поменять парадигму. Прилепиться к сильному. Стать Востоком "да, скифы, мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными глазами". Да, ботулинический токсин, несомненно, помог увеличить скулы и сузить глаза, но достаточно ли этого для того, чтобы Восток тебя принял? Не слишком ли часто меняли голенища и подошвы этим сапогам?

Украина тащиться в китайско-корейско-иранскую цивилизацию прицепным вагоном не захотела, и совершенно правильно: это восточно-европейская страна. Географически и исторически. Даже Лукашенко не слишком привлечен направлением и сильно виляет.

Но Кремль взялся за дело всерьез. В Африке и особенно в Индии с ее многомиллиардным (и образованным в городах) населением идет массированная кампания по привлечению рабочей (и солдатской?) силы в вымирающую страну. "Индийских гостей" приглашено более миллиона. Это большое количество, что означает (если они возьмут и приедут), что РФ будет превращаться в страну Глобального Юга не только идеологически и политически, но и на всех остальных уровнях самыми ускоренными темпами, и тот путь, который иммиграция в Европу из бывших колоний прошла медленно, начиная с послевоенного восстановления, пройдет в РФ небывалыми темпами, включая все связанные с этим проблемы, особенно в преимущественно ксенофобски и расистски настроенном населении, где не проводилось "воспитания толерантности" (уже не говоря о фрустрированных и психически поврежденных, вернувшихся с украинских фронтов...)

Просто интересно: учитывал ли все это Кремль? О такой России мечталось ему в ковидном бункере и в феврале 2022-го?

Путину кто-то рассказал о "выборе Невского" ("какой негодяй снабдил вас этой книжкой?!" М.Б) Что, мол, Александр Невский, "губернатор" посаженный монгольскими сюзеренами собирать ясак с завоеванного славянского населения, выбрал монголов, а не тевтонских рыцарей, с которыми воевал (на самом деле, как наемник) за право оставаться православными и исключительно русскими, потому что моголов волновал размер ясака с этой далеко не самой главной в их империи колонии в гораздо большей степени, чем этой колонии религиозная или национальная идентичность. А "псы-рыцари" сделали бы подданных Невского католиками, заставили бы строить свои отвратительные готические соборы, открывать университеты и учить латынь, вот поэтому Путин, выбравший себе эту ролевую модель, выбирает Китай, Корею и Иран, а не Запад. Чтобы сохраниться в своей "русской первозданности" (от которой осталась одна свежевыкрашенная реконструкция-новодел после столетнего правления большевиков, НКВД, КГБ, то есть рожки да ножки).

Вот это абсолютное игнорирование тех реальных исторических условий, которые хочется точно воссоздать и с которыми хочется "запараллелиться", тоже говорить о примитивности исторических представлений. Это как на съемках фильма "Невский" разбредшиеся актеры читают газету. Реконструкция – всегда декорация, всегда понарошку. И неимоверно опасно, когда в кровавую реконструкцию, сложившуюся в воспаленном мозгу, обезумевший от вседозволенности или обиды вождь, заблудившийся во времени, тянет свою эпоху и всех...

"Китай не хочет поражения России", как недавно было заявлено китайским чиновником (они никогда не делают самостоятельных заявлений) с абсолютной откровенностью. Но, как всегда, тут важнее то, что не сказано, чем то, что сказано: о том, что Китай хочет победы России ничего сказано не было. И это самое важное. Это сейчас выражение "на украинско-китайской границе все спокойно" воспринимается шуткой.

А ведь похожее уже было.

У Невского уже не спросить, а он бы подтвердил. На языке великой империи, по-монгольски, на языке работодателей, который, без сомнения, знал в совершенстве)).

Любой диктатор и агрессор (какого ни возьми!), кажущийся поначалу непогрешимым не только самому себе и у которого поначалу "все идет по плану", всегда совершает какую-то роковую ошибку, просчет, недооценку. И все начинает идти не совсем, а потом и совсем по плану.

Так наказывает Клио.

Карина Кокрэлл-Ферре

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены