Священный Синод Русской православной церкви (РПЦ) по предложению патриарха Кирилла постановил передать вопрос о канонизации Александра Суворова в синодальную комиссию по канонизации святых.
Причислить к лику святых Суворова предлагают давно. Комиссия по канонизации уже в 2010 году рассматривала такое обращение и отказала, так полководцев за их победы церковь не канонизирует, выдающимся благочестием Суворов не отличался, а чудес, связанных с его именем, не зафиксировано. После этого вопрос был снят с повестки дня – следующим просителям можно было бы отказывать, приводя те же аргументы.
Но в 2022 году с предложением канонизировать Суворова обратился министр обороны Сергей Шойгу. А ему отказать куда сложнее, чем безвестным почитателям генералиссимуса. Или же зампреду Всемирного русского народного собора Константину Малофееву, который обратился с соответствующей просьбой в 2020-м.
Аргументы синодальной комиссии демонстрируют явное нежелание причислять Суворова к лику святых. И причин здесь несколько. Самое главное - в церкви исходят из принципа, что канонизация – это сакральный акт, а не награда за заслуги перед государством. Если канонизировать Суворова, то можно создать прецедент – будет трудно отказать морякам в причислении к лику святых адмирала Нахимова (тем более, что он в молодости спас упавшего в воду матроса – вот и еще один аргумент). А там и летчики попросят за штабс-капитан Нестерова (ведь своим тараном он помешал австрийским летчикам следить за русскими войсками – и, следовательно, "положил душу за други своя"). И так далее.
Кроме того, канонизация Суворова может вызвать протест у Польской церкви, которая сейчас лояльна по отношению к РПЦ и не признает украинскую автокефалию. Для Польши Суворов – персонаж сугубо отрицательный из-за кровавого штурма Праги (предместья Варшавы) в 1794 году.
И вообще поведение Суворова крайне необычно для святого – он то самоуничижался до юродства, то вел себя горделиво. История про то, как помещик Суворов женил своих крепостных, строя их в две шеренги по росту – вполне возможно, исторический анекдот. Но есть история про то, как он, узнав о дефиците невест в своем имении, распорядился купить четырех девушек в другой губернии (где они были дешевле), "лица не очень разбирать, лишь бы были здоровы… Сих девиц извольте отправлять в Ундол на крестьянских подводах без нарядов, одних за другими, как возят кур, но очень сохранно". С точки зрения душевладельца XVIII века – весьма рационально (кстати, Суворов считался гуманным для своего времени помещиком), но как это соответствует образу святого, "чистоте христианской жизни"?
В то же время сторонники канонизации могут сказать, что прецеденты уже есть. В 1988 году был причислен к лику святых Дмитрий Донской, хотя церковь в течение многих столетий старалась этого избегать (князь проявлял произвол в церковных делах) – причем основной причиной канонизации стала победа на Куликовом поле. В 2001 году по просьбе тогдашнего главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова состоялась канонизация адмирала Федора Ушакова. И хотя в житии святого подчеркивалось его благочестивое поведение в конце жизни, но таким же поведением отличались и многие другие дворяне. Понятно, что канонизация была связана именно с морскими победами. Но все же и Дмитрий Донской, и Ушаков являлись менее спорными фигурами, чем Суворов.
Теперь комиссия будет заниматься вновь открывшимися обстоятельства, под которыми могут пониматься чудеса и примеры почитания – в том числе в ходе СВО. И предложение патриарха повышает вероятность благоприятного решения. Но дальше решение будет принимать Архиерейский собор – а когда он сможет собраться, никто не знает, так как без украинских епископов кворума нет. Так что до собора откладывается и решение проблемы Латвийской церкви, и возможная канонизация Суворова, и многое другое.
! Орфография и стилистика автора сохранены